фoтo: Свeтлaнa Xoxрякoвa
Oргaнизoвaли музeй в 1967 гoду к пaмятнoй дaтe и пoсвятили рeвoлюциoннoму движeнию в Нижнeм Нoвгoрoдe. Нa дoмe — мeмoриaльнaя дoскa, сooбщaющaя o тoм, чтo в июнe 1900 гoдa здeсь, в квaртирe сестер Невзоровых, выступал на конспиративном собрании В.И. Ленин и нижегородские марксисты поддержали его идею создания газеты «Искра». Теперь в одной из комнат можно остолбенеть от неожиданности. Ленин то ли парит в невесомости, то ли спит в подвешенном состоянии. Голова его с хрустом поворачивается в сторону входящего. На полу под Ильичом — «Капитал» Маркса. Автор «Ленинлевитации» — нижегородский живописец Александр Лавров. В общем, дух вождя мирового пролетариата и сегодня витает в этом доме. Кто-то воспринимает «Ленинлевитацию» как дьяволиаду, парафраз мавзолея. По легенде Ленин в доме Невзоровых не только выступал, но и ночевал. Тут же на стене — пейзаж с надписью из красных букв: «Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма» Александра Лаврова.
Не так давно этот умирающий дом с подвальными запахами имел вполне пристойный вид, о чем напоминает фотография в выпущенном к выставке буклете. Согласно документам о городской застройке, деревянное строение появилось в 1833 году. Некогда владелец сдавал купеческий дом под проживание собственным сестрам. В 1967 году в нем и открыли Музей-квартиру революционерок Невзоровых, воспроизвели обстановку XIX века, типичную для разночинной интеллигенции среднего достатка. Пополнялась коллекция в течение десяти лет. В свете общественных изменений в 1993 году музей переименовали в Музей нижегородской интеллигенции. А позднее решили отправить из центра в музей-заповедник «Щелковский хутор», где собрана деревянная архитектура. Город активно строился, нужна была земля.
Однако в 2004 году поджог близлежащего дома, повлекший гибель человека, разрушил планы. В 2014-м экспозицию перенесли в выставочный зал, оставив ее «родной дом» на вымирание. Для посещения он стал закрыт. Когда-то казалось, что уцелевшие деревянные дома, в которых до недавних пор жили люди, оставят для потомков, создадут исторический квартал посреди современного города. Есть прекрасные примеры тому в Ульяновске и Вологде, где думают о привлечении туристов и сохранении раритетов прошлого. В Нижнем Новгороде дома довели до загнивания и теперь безжалостно сносят. Зрелище варварское. Художники взяли три года не отапливавшееся помещение в аренду на несколько месяцев, провели электричество. «У коррупционной кормушки они не хрюкали» и уверены в том, что «клубная культура силовиков будет низвергнута молодым поколением».
Для выставки «Обратно домой» нижегородский художник Андрей Дружаев сделал инсталляцию из предметов умирающего музея, того, что найдено в соседних полуразрушенных домах. Отдельную комнату занимает архив. Выдвигаешь его ящики, а там — уцелевшие свидетельства былой жизни, документы, старый звонок для входной двери. Любой посетитель может изучить их, сев за стол в соседней комнате. Иван Новиков, работающий в Москве и Вьетнаме, предложил свою версию газеты «Искра», назвав ее «Вспышкой». Можно взять ее с собой. Экземпляры газет специально выложены для посетителей. На страницах современной «Искры» — высказывания пользователей соцсетей, цитаты Андрея Кураева о свободе выбора, толкование дела Серебренникова анонимным автором, рассуждения о Гнойном и фильме молодого кабардинского режиссера Кантемира Балагова «Теснота». Денег на дальнейшую счастливую жизнь этого дома, похоже, нет. Так что рассчитывать можно только на энтузиастов и сочувствующих им граждан. Молодой народ потянулся на выставку, прочитав обращение в соцсетях.