Как русские библиофилы со всего мира штурмовали Ярославль

Ярoслaвскaя цeркoвь Иoaннa Злaтoустa, зaпeчaтлeннaя Тaтьянoй Мaвринoй в 1959 гoду.

Всe нaчaлoсь с круглoгo стoлa o тeмaтичeскиx цeнныx издaнияx в библиoфильскиx сoбрaнияx в Ярoслaвскoй библиoтeкe им. Нeкрaсoвa. Крoмe книг сaмoгo классика русской литературы, среди которых наиболее редкими являются его первые сборники «Статейки в стихах» и «Мечты и звуки», прозвучали рассказы о богато иллюстрированных альбомах середины XIX века, повествующих о путешествии князя Анатолия Демидова.

В поездках по российским губерниям его сопровождал выдающийся художник-рисовальщик Андре Дюран, а затем уже в Париже по его рисункам были отпечатаны прекрасные литографии. На них — не только красоты православных храмов Ярославля, но и бытовые зарисовки жизни близлежащих деревень, включая неизменные кабаки и трактиры.

Через столетие во время путешествия по Волге и северу России яркая, самобытная советская художница Татьяна Маврина запечатлела купола ярославских церквей и архитектурные виды в своих, легко узнаваемых акварелях, которые тоже оказались в библиофильских собраниях. Председатель НСБ Михаил Сеславинский подарил библиотеке архивные материалы из творческого наследия уроженца Ярославской губернии, известного советского поэта Алексея Суркова. В фонды библиотеки от него поступил и экземпляр редкого одесского издания 1919 года повести Леонида Гроссмана «Вторник у Каролины Павловой: сцены из жизни московских литературных салонов 1840-х годов», ранее находившийся в личной библиотеке Константина Паустовского, 125-летие которого отмечается в эти дни.

Вот как эта церковь выглядит сегодня.

Сама поэтесса Каролина Павлова (до замужества – Яниш) родилась в Ярославле и в 1820-х годах и общалась со многими литераторами, в том числе Пушкиным, Жуковским, Вяземским, Чаадаевым, Баратынским, Дельвигом, Герценом и др. В 1837–1853 годах она была замужем за писателем Николаем Павловым, брак с которым закончился скандалом — растратой состояния и заключением писателя в долговую тюрьму, так называемую «Яму», о чем язвительный литературовед Сергей Соболевский написал ходившее в списках стихотворение:

Ах, куда ни взглянешь,

Всё любви могила!

Мужа мамзель Яниш

В Яму посадила…

Надо сказать, в атмосфере бесконечного нагнетания страстей по отношению к Украине в библиофильском сообществе царит полная идиллия. Гости из Киева и Одессы приветливо общаются со своими единомышленниками-книголюбами и хвастаются новыми приобретениями и издательскими проектами. Нарасхват покупался свежий выпуск киевского «Альманаха библиофила», составителем которого является член НСБ Анатолий Кончаковский, одновременно возглавляющий библиофильский клуб «Суббота у Бегемота», располагающийся в Киеве на Андреевском спуске. А на лавочке на Волжской набережной можно было встретить московского книжника, увлеченно читающего новый опус одессита Евгения Голубовского о литературной и художественной жизни Одессы в ХХ веке.

Да и библиофилы из Израиля, США, Латвии и других стран с упоением погрузились в камерную книжную атмосферу в более чем скромной гостинице «Турист» в древнем Ярославле. Дружеский книжный аукцион, неизменный банкет и песни под гитару далеко за полночь в тесном гостиничном номере сопровождалаись экскурсиями в некрасовскую Карабиху и в многочисленные музеи и храмы города. Кажется, такая жизнь осталась в прошлом веке, но библиофилы пытаются законсервировать ее даже в стремительную эпоху цифровых технологий.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.