В тoчкe ритуaльнoсти искусствa и сxoдятся прeкрaсныe в свoeм бeзумии вeнгры с Никoм. Кoмпoзиции, кoтoрaя стaлa oбъeктoм для смeлoгo видeoэкспeримeнтa, чeрeз три гoдa испoлнится ужe 30 лeт: «Дeжурнoгo пo нeбу» aртист нaписaл в 1990-м, гoтoвясь к концерту на родине Александра Башлачева, в Череповце. «Одно непонятно — как выживет вечность, сестренка по вере с дыркой во лбу?..» «Дежурный по небу, уложи спать в Эдеме, дежурный по небу, приготовь мне постельку, дежурный по небу, дай в постельку мне Евку». Каждая фраза — как выстрел в упор: тексты — особенно мощная сторона творчества этого персонажа, и перед глазами начинают с бешеной скоростью сменяться картинки. Если у слушателя богатое воображение, то они могут быть самыми невероятными. Поэтому было особенно интересно увидеть, какие образные и цветовые миры покажут поклонникам «Ник Рок-н-Ролл и Братья Коробейниковы» — проект был представлен именно так. Братья Коробейниковы в нем отвечают за музыкальную составляющую, трек прозвучал здесь в совершенно новой аранжировке.
Над работой трудился целый «семейный подряд»: видео снял екатеринбургский режиссер-постановщик Дмитрий Коробейников, Дина Коробейникова выступила одновременно и в роли актрисы, и в роли дизайнера по костюмам. Азат AzZza Мухаметов, прежде всего — талантливый гитарист, с которым Ник также делает совместный проект, записывал голос, а оператором-постановщиком стал Павел Ракевич.
Никакого драматического сюжета — есть только игровой сюжет, если выражаться театральной терминологией по системе режиссера Анатолия Васильева, антагониста Станиславского. Он развивается по своей схеме и законам, построен, как шарада, из ярких образов, к которым каждый зритель сам должен самостоятельно подобрать ключи. Здесь и резкие черно-белые кадры, похожие на ожившие картины с полотен — то статичные, то динамично изменяющиеся; застывшие, как скульптуры, фигуры действующих лиц; сам Ник в черном плаще, проходящий сквозь огненные шары; горящий Рейхстаг, документальная съемка, на которой в кадре появляется Гитлер… Места действия условны и все время меняются, но создается ощущение, что в кадре — преисподняя, оказавшаяся нашим реальным миром, что, увы, так актуально в нынешнем контексте времени. Есть о чем задуматься. В финале звучат слова на арамейском: «И сказал Иисусу Отец: «Прости им, ибо не ведают, что творят».
Несмотря на происходящее сегодня в мире, так тонко визуализированное Ником, лидер древнейшей и культовой андеграундной венгерской группы Vagtazo Halottkemek с колоритным именем Атилла Грандпьер убежден, что грядут времена кардинальных перемен. Он верит, что люди наконец обратятся к корневой восточной культуре, противоположной материальным ценностям западной цивилизации, и человечество благодаря этому станет выбираться из ямы, в которую скатилось. Эти и другие философские и социальные рассуждения Атиллы можно будет прочитать в интервью в одном из ближайших выпусков «MegaБита», так же, как и репортаж с прошедшего концерта.
VHK (так для удобства коротко называют группу) — явление уникальное, появившееся на венгерской сцене еще в 1975-м. С тех пор произошла масса трансформаций, но энергия фронтмена, кажется, стала только сильнее. Коллектив очень много гастролировал за годы своего существования; концептуально его музыка связана с историей венгров еще до обретения родины, когда те были кочевниками и язычниками. Сам Атилла — известный в мире астрофизик, что не могло не повлиять на космичность творчества. В свое время его команда была единственной из Восточной Европы, издавшейся на независимом лейбле знаменитого Джелло Биафры, фронтмена Dead Kennedys. У нее было много последователей, но повторить уникальный путь и стать даже хоть как-то похожими на «учителей» не удалось пока никому.