фoтo: Бoрис Крeмeр
1989 г.
Oн зaoчнo прoстился с кoллeгaми 10 июня, кoгдa нa цeрeмoнии зaкрытия 29-гo сoчинскoгo «Кинoтaврa» oт eгo имeни зaчитaли привeтствиe. Прeждe ничeгo пoдoбнoгo нe было. В ответ продюсер Александр Роднянский пожелал ему со сцены скорейшего выздоровления. Но чуда не произошло. Говорухин ушел вслед за Кирой Муратовой, которую необычайно ценил.
В 2013 году в Сочи Станислав Сергеевич, имея за плечами такие хиты, как «Место встречи изменить нельзя», «Десять негритят», «В поисках капитана Гранта», «Ворошиловский стрелок», публицистические ленты «Россия, которую мы потеряли» и «Так жить нельзя», ошарашил своим заявлением: «Мой зритель умер. В кинотеатрах сидят тинейджеры. У меня нет желания снимать кино». Он еще тогда словно бы попрощался с кинематографом, но в 2015-м снял «Конец прекрасной эпохи» о Сергее Довлатове, завершивший его кинокарьеру.
Станислав Говорухин родом с Урала, из Березников Свердловской области. В Казанском университете он окончил геологический факультет, там же, в Татарстане, работал на телевидении ассистентом режиссера, писал статьи в местной газете. На излете хрущевской «оттепели» перестал заниматься журналистикой, но годы спустя, в разгар перестройки, вернулся к ней уже в Москве. Режиссуре он учился во ВГИКе у Якова Сегеля, а потом поехал на Одесскую киностудию, дебютировал там в 1966 году знаменитой теперь картиной «Вертикаль» вместе с однокурсником Борисом Дуровым. Он переиграл немало ролей в кино и мог бы стать Печориным в «Княжне Мери» Киры Муратовой, если бы только-только запущенную картину на корню не зарубили чиновники от культуры. Можно себе представить, каким роскошным был бы герой Лермонтова в его исполнении.
Спустя время Говорухин и сам стал руководить культурой, но унылым функционером не стал. Он не уставал повторять, что искусство должно заниматься судьбой маленького человека. Бранил зрителей, которые книг не читают, серьезного кино смотреть не хотят, не жаловал зарубежные фестивали, жадные, по его мнению, до чернухи. Как-то он сказал в нашем разговоре: «Я вообще не питаю надежд на то, что изменится что-то в лучшую сторону. Кино сегодня снимают дети богатеньких родителей, не видевшие жизни. Пока они снимают вредную ложь, родину защищают дети нищих родителей, рабочих и крестьян. Кино сегодня разрушительное. Оно не следует завету Пушкина — будить добрые, благородные чувства. Оно отнимает у человека последние силы». В 2006 году на фестивале «Литература и кино» в Гатчине, где Говорухин представлял свой фильм «Не хлебом единым», губернатор Ленинградской области в качестве награды торжественно вручил ему конверт с деньгами. Станислав Сергеевич приоткрыл его и сказал: «Нехорошо вывозить деньги из области, которая и без того нуждается». Потом пригласил на сцену директора детской библиотеки, передал ей конверт со словами: «Купите деткам хорошие книги, не какую-нибудь муть вроде «Ночного дозора». Таким он был человеком, что не мешало ему с мигалками ехать от Петербурга в ту же Гатчину, изумляя очевидцев. Он умел сочно и ярко жить, прямо держал спину. Не зря его назвали как-то лордом Фаунтлероем Государственной думы, где он на протяжении многих лет возглавлял Комитет по культуре.