Выйдя из кризисa, Нaцсoвeт пo вoпрoсaм тeлeвидeния и рaдиoвeщaния всeрьeз взялся зa рaдиo. Рeгулятoр нaмeрeн зaпрoсить в УГЦР прoсчeт 97 FM-чaстoт, 61 из кoтoрыx зaкaзaл тeлeкaнaл «Прямoй». Тaкжe рeгулятoр прoсит Гoсцeнтр рaдиoчaстoт прoсчитaть 10 чaстoт для врeмeннoгo вeщaния: 6 – для цифрoвoгo тeлeвeщaния на Донбассе, по одной – для аналогового телевещания в Горняке Донецкой области и цифрового телевещания в Геническе Херсонской области, а также две FM-частоты в Донецкой области (Горняк и Дружковка). Кроме того, регулятор обратиться в УГЦР с просьбой увеличить мощность киевской цифровой радиосети с 1 кВт до 2 кВт и просчитать возможность запуска цифровое радио во Львове мощностью 1 кВт.
Также будут изменены технические характеристики 14 частот в населенных пунктах Волынской, Донецкой, Полтавской и Херсонской областей. Соответствующее решение было принято Нацсоветом на заседании 11 июля.
Обращение телеканала «Прямой» касается 61 населенного пункта во всех областях Украины (без оккупированных территорий) – вещатель просит просчитать большие мощности в городах-миллионниках (по 5 кВт), всех городов с населением 50 тыс.+ (1 кВт и 0,5 кВт) и основных городов в 50 тыс.-. Планы, связанные с запуском радио, никто не комментировал, но запуск разговорной радиостанции «Прямого» коротко упоминался в письмах из якобы взломанной электронной почты главы регулятора Юрия Артеменко. Также с предложениями просчитать частоты в регулятор обратились местные радиовещатели, имеющие лицензии на проводное вещание (проект «Радио громад»).
Во избежание скандала член Нацсовета Сергей Костинский поспешил отметить, что к регулятору обращается большое количество лицензиатов и заказывает просчет частот, которые потом выставляются на конкурс, и заказ частот не является фактором, обеспечивающим их получение. При обсуждении вопроса член Нацсовета Олег Черныш поинтересовался у Костинского, почему канал указал столь большие мощности. Тот ответил следующее: «Подавая заявление на просчет частот, телеканал «Прямой» не знал, будет ли отключаться аналоговое телевидение. Когда стало известно, что все же будет – они изменили заявление, указав частоты с запасом – УГЦР может уменьшить до 100-300-500 Вт».
Также Черныш поинтересовался, насколько резонно заказывать новые частоты, если в резерве Нацсовета есть аннулированные частоты УМХ. И когда стоит ждать конкурс на них, поскольку регулятор давно выиграл апелляции у холдинга на 30 частот (ранее судебное производство называлось преградой для оглашения конкурса). В ответ Костинский подколол коллегу: «Если бы мы могли работать в эти два месяца, возможно, дата была бы намного раньше. Не хочу, чтобы вы меня ловили на слове. Да, есть частоты, сейчас готовится концепция развития сетей общенациональных радиокомпаний, развития сетей местных вещателей. И мы, надеюсь, огласим конкурс в ближайшее время. Вы меня так спрашиваете, будто это от меня зависит. Но это зависит от вас – когда мы это согласуем, тогда конкурс и будет оглашен». Черныш, не долго думая, предложил все согласовать здесь и сейчас: «Смотрите, я лично ничего не решаю в Нацсовете – все решается коллегиально. Когда будет коллегиальное решение, тогда оно и будет», – ушел от разговора Сергей.
Напомню, ранее Сергей Костинский говорит, что оглашает конкурс на частоты УМХ из-за ожидания решений по апелляции. Хотя суд, если бы и прнял негативное для Нацсовета решение, все равно не смог бы заставить независимый регулятор вернуть УМХ аннулированные частоты. Позже Костинский объяснял, что регулятор не может выставить частоты на конкурс из-за отсутствия «консолидированной позиции» между членами регулятора.
О выигранных апелляциях по 29 из 36 непродленных ФМ-частот «Радиогруппы УМХ» Нацсовет сообщал еще в апреле. В мае на конкурс была выставлена первая из этих частот – харьковская 106,1 МГц, принадлежавшая «Авто-радио».
Таким образом, теперь известен конкурент общественным «Променю» и «Культуре» на грядущем конкурсе ФМ-частот – «Прямое радио». И это, вероятно, объясняет, почему назначенная президентом часть регулятора тянет с оглашением радиоконкурса