С 2021 гoдa гoсудaрствo нaчнeт сoбирaть дaнныe o прoсмoтрax фильмoв и сeриaлoв в oнлaйн-кинoтeaтрax, oб этoм гoвoрится в пoпрaвкax в зaкoн о кинематографии, подготовленных Министерством культуры. Видеосервисы будут обязаны передавать информацию в единую государственную систему учета кинобилетов (ЕАИС), где сейчас собираются данные о зрителях традиционных кинотеатров.
Поправки Минкульта вводят в закон о кинематографии понятие «онлайн-кинотеатр», которое во многом повторяет определение аудиовизуального сервиса из закона «Об информации…», пишут «Ведомости». Минкульт должен создать и вести реестр онлайн-кинотеатров – аналогично тому, как Роскомнадзор ведет реестр аудиовизуальных сервисов.
Видеосервисы обязаны будут передавать в ЕАИС название фильма или сериала, имя режиссера, год выпуска, число просмотров, следует из поправок. Эта мерка касается всех видеосервисов, кто бы ими ни владел, российская компания или иностранная.
В отличие от данных о показах в обычных кинотеатрах, которые публикуются открыто, совокупные данные об онлайн-просмотрах будут доступны только чиновникам, а об аудитории конкретного фильма или сериала – чиновникам и правообладателю этого конкретного контента.
Видеосервисы не публикуют данные о показах и передают продюсерам лишь небольшую часть данных об аудитории, жаловались российские кинокомпании. Нет этих данных и у государства, а они нужны, чтобы оценить эффективность бюджетной поддержки кино, объяснял министр культуры Владимир Мединский: есть примеры картин, которые не собрали большой кассы в традиционных кинотеатрах, но получили миллионы показов в сети, а значит, их господдержка достигла своей цели – зрители увидели это кино.
Продюсерам информация об онлайн-показах нужна, во-первых, для лучшего понимания, как интернет-аудитория воспринимает фильм и сериал. Во-вторых, как рычаг давления в переговорах с видеосервисами о выплатах: часть продюсеров полагают, что их условия договоров хуже, чем у западных студий. Видеосервисы же настаивают, что выплаты зависят прежде всего от популярности контента у аудитории.
Ранее сообщалось, что онлайн-кинотеатры, не передающие данные о просмотрах в ЕАИС, могут оштрафовать на 0,001–0,01% годовой выручки, но не менее 100 тыс. рублей. Подключиться к ЕАИС видеосервисы должны за полгода.