В тeчeниe всeгo 2017- гo в Мoсквe и Ярoслaвлe, гдe рoдился Юрий Любимoв, прoxoдили мeрoприятия в пaмять o нeм. В Музee Мoсквы рaбoтaeт выстaвкa «Любимoв и врeмя». A нaкaнунe юбилeя прoшлa Мeждунaрoднaя нaучнaя кoнфeрeнция в Рoссийскoй гoсудaрствeннoй библиoтeкe искусств нa тeму «Юрий Любимoв. Тeaтр жизни». 30 сeнтября в Бoльшoм театре пройдет концерт «Посвящение Любимову», предшествовать которому будет вручение 3-й ежегодной «Общественной премии Юрия Любимова», учрежденной в 2015 году.
Когда Любимов вернулся в Москву в 1988 году после пятилетнего изгнания, он открыл двери своего театра для студентов и всех своих коллег. Мы, студенты ГИТИСа, позабыв о занятиях, целыми днями сидели на его репетициях. Любимов тогда ставил «Маленькие трагедии» Пушкина, но руководил не только процессом, но рассказывал о жизни и искусстве, сущностных вещах, да так, что голова шла кругом. Для многих это неизгладимые воспоминания на всю жизнь. Любимов появлялся на репетициях и даже во время спектакля с неизменным фонариком. Подобно дирижеру управлял им актерами. Многих это раздражало. Вот теперь в виртуальном кабинете на Таганке можно вновь увидеть Юрия Петровича с его легендарным фонариком. Так что зрители имеют возможность не только посетить о мемориальный кабинет Любимова (он тоже будет доступен) со знаменитыми надписями на стенах, где он работал, но и оживший благодаря новейшим технологиям второй кабинет.
Директор Театра на Таганке Ирина Апексимова накануне рассказала «МК» о том, что будет происходить 30 сентября, в день 100-летия со дня рождения Юрия Любимова.
— К юбилею вы провели реконструкцию кабинета Юрия Любимова?
— Никакой реконструкции! В театре был ремонт, в ходе которого мы отреставрировали кабинет, сделали специальную вентиляцию, чтобы поддерживать определенный климат-контроль, привели в порядок стены. На них обнаружили несколько слоев. Какие-то автографы в свое время были замазаны, на них появлялись новые. Реставраторы отчистили все, что могли.
— Те вещи и предметы, которые находятся в кабинете, собраны вновь или же находились там при жизни Юрия Петровича?
— Там ровно то, что было в марте 2015 года, когда вошла в это здание. Судя по фотографиям, все предметы, какие вы здесь сегодня видите, находятся на месте. Конечно, при жизни Юрия Петровича не висел его портрет. Как только я стала директором театра, и мне показали кабинет, я увидела, что на этой стене было явно что-то другое. За портретом виднелись выгоревшие следы. Что там висело, найти уже невозможно. А портрет Юрия Любимова мы решили оставить.
— То есть никакого пополнения другими предметами не было?
— Нет. Вокруг кабинета Юрия Петровича и вокруг его имени столько досужих разговоров, поэтому я стараюсь никого лишнего туда не допускать, не позволяю и пальцем дотронуться до находящихся там предметов.
— Придут к вам зрители, прежде не бывавшие в этом кабинете. Что интересного они увидят?
— Я думаю, что самое интересное — это автографы на стене. Поэтому мы и сделали то, что называется виртуальным кабинетом, в большом фойе театра. Создана специальная экспозиция, часть автографов оживают. Что-то рассказывает сам Юрий Петрович. Говорят люди, оставившие автографы. Конечно, не все. Всех найти е невозможно. Мы идентифицировали некоторых героев – итальянского драматурга Тонино Гуэрра, ученого Капицу и других. У посетителя возникнет иллюзия присутствия в реальном кабинете.
— Увидеть его смогут только зрители, пришедшие на спектакль? Будут ли отдельные экскурсии?
— Чуть попозже мы будем проводить экскурсии, уже после юбилея. Но рассчитаны они могут быть максимум человек на семь. Вы же видите, что кабинет маленький.
— А что за день будет 30 сентября?
— Мы приглашаем худруков и директоров московских театров, всех тех, кому это важно и интересно, чтобы показать отреставрированный кабинет Юрия Петровича, его виртуальный кабинет в фойе. Все вместе вспомним этого человека. 500 счастливчиков, которые успеют купить билеты по рублю, попадут вечером на спектакль «Добрый человека из Сезуана», с которого началась история театра на Таганке. Еще 500 человек, которые не успеют это сделать, за тот же рубль смогут посмотреть панели, на которых отражена почти вся история театра.
— Кому пришла прекрасная идея организовать виртуальный кабинет?
— Я даже не могу назвать конкретное имя. Мы долго думали, как нам отметить 100-летие Юрия Петровича. Он ведь в своем времени был человеком авангардным, делал все не так, как все. И мы решили, что выставлять обычные стенды, костюмы из старых спектаклей – это вчерашний день. Нужно что-то авангардное, в духе Юрия Петровича. Так пришла идея сделать виртуальный кабинет. В обычное время это всего лишь белые стены. Но там установлено 40 проекторов, которые и преображают их в кабинет Любимова.