фoтo: кaдр из видeo
Сoбытия прoисxoдят в 1953 гoду. Сaм Иoсиф Стaлин в испoлнeнии Aндриaнa Мaклaфинa присутствуeт нa экрaнe нeдoлгo. Никaкиx кaвкaзскиx чeрт у нeгo нeт. Нa пoртрeтax, щeдрo укрaшaющиx плoщaди и интeрьeры, он скорее похож на азиата. Все, что происходит в фильме, — сплошной гротеск. Но как его принять, как объяснить людям, пережившим ужасы сталинского времени, — большой вопрос. Эстонские зрители так и говорили: «Все это смешно, когда бы не было так грустно». Такие вольные фильмы могут снимать только свободные люди, которые не пережили ужасы сталинизма. Со стороны трагедия целой страны кажется абсурдом. Так не может быть. Но все это было.
Все герои Ианнуччи, а это цвет Политбюро — от Маленкова до Молотова — карикатурны. Еще не остыло тело Сталина, как пошла плясать губерния прямо на костях. Началась борьбы за власть мелких людишек. Играют советских деятелей великолепные комедийные актеры. В роли тормозного Маленкова — Джеффри Тэмбор. Сластолюбивого Берию, приводящего девушек в казематы Лубянки и обставляющего свидания цветами и прочими аксессуарами, — колоритный и виртуозный Саймон Рассел. Хорош и более других симпатичен в роли Хрущева Стив Бушеми. Никиту Сергеевича здесь называют Ники. Он самый человечный человек, и мы видим его рядом с верной женой Ниной Петровной. Именно Хрущову доверено обустроить похороны Сталина. Это он отбирает ткани, рюши, пока для Маленкова подыскивают маленькую девочку для совместной фотографии — вроде той, что была у Сталина. Грандиозно придуман героический маршал Жуков в исполнении Джейсона Айзекса. Вся его грудь — в орденах. Он словно сошел с портретов героев войны 1812 года. Богатырь! Как сбросит шинель под бравурную музыку, как продемонстрируют всю стать, как схватит автомат и пристрелит Берию — хоть стой, хоть падай. Понятно, что родственников может в такой трактовке многое оскорбить. Но зал хохочет, потому что представить такое в жизни просто невозможно. Отлично сыграл Молотова Майкл Пейлин — сдержанно и, как ни странно, почти достоверно.
Дети Сталина — отстраненная рыжеволосая Светлана в исполнении Андреа Райзборо и удалой Василий Сталин — Руперт Френд, напоминающий Гришку Мелехова из «Тихого Дона». Умом только не вышел. Такую речь на похоронах отца задвинет с Мавзолея, — про медвежат, которыми все граждане СССР и являются! Увидев, как пилят голову отца, он не забудет этого его соратникам и прокричит про чудовищ, которые выскребли мозг Сталина. Жуков его за это знатно испинает.
Пианистку Юдину, которая и довела Сталина до смерти своей сокрушительной запиской, сыграла живущая на Западе украинская актриса Ольга Куриленко. Как не смеяться современному залу, состоящему из европейцев, когда устроители концерта вынуждены после звонка Сталина повторять его вновь, чтобы записать для вождя пластинку. То дирижер упадет, то противопожарный огнетушитель свалиться ему на голову. Придется срочно разыскивать замену, причем такого дирижера, который ближе всех живет. Прямо в домашнем халате его и доставят на сцену. Зал смеется, когда не могут привести Сталина в чувство, потому как нет врачей. А дальше — совсем не смешно. Врачи либо расстреляны, либо в ГУЛАГе. Нашли на воле одного, гнались за ним, а он бежал, сломя голову в силу старческих сил, завидев приехавших его брать людей…
Трудно показывать такую картину в стране, где окончательно не дана оценка деяниям Сталина, где много его защитников и почитателей, где снимается кино, лакирующее годы его правления. У молодых и несведущих вырабатывается от таких киноопусов, мягко говоря, странное восприятие исторических фактов. Но как предостеречь человечество от безумия неограниченной власти? Иногда смех лечит.